Проект закона, который упорядочит данную норму, прошел в российском парламенте второе чтение.
В данном документе, прежде всего, уточняется терминология в части злоупотребления должностным лицом служебными полномочиями. Соответствующие поправки будут внесены в примечания к ст. 201 УК РФ. Лицом, исполняющим управленческие функции, необходимо будет считать сотрудника, чьи служебные полномочия содержат функционал административного, хозяйственного и распорядительного характера.
Кроме того, планируется расширить круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности (примечания к статье 285 УК РФ). Это распорядители средств и сотрудники акционерных обществ, государственных внебюджетных фондов, иных хозяйственных и коммерческих организаций, чье служебное положение связано с выполнением управленческих функций. Одним из условий является прямая или косвенная (с участием подконтрольных лиц) возможность распоряжаться половиной голосов либо полномочия назначать более 50% состава исполнительного или коллегиального органа
Многие юристы считают данную норму закона весьма преждевременной, так как по нескольким позициям она конкурирует с нормами ГК РФ. К примеру, в ней не раскрыто понятие контролирующих и подконтрольных лиц, в то время как присутствуют такие термины, как аффилированность, дочерние взаимоотношения и другие. Кроме того, новым законом не регламентировано, кем и в каком порядке будет устанавливаться непосредственно факт подконтрольности.
В качестве примеров можно привести и другие случаи конкуренции понятий уголовного и уголовно-процессуального законодательств. Подобную практику конкуренции терминов в различных правовых отраслях он назвал негативной тенденцией, которая значительно усложняет правоприменительную практику.
Ссылаясь на отечественный опыт правоприменения, можно предположить, что использование предлагаемой поправки в таком виде может повлечь за собой формализм и злоупотребления со стороны правоохранителей и следственных органов. И пока не будет сформирована судебная практика по этой теме, не исключены случаи необоснованного уголовного преследования.
Скорей всего, прогнозировать возможный положительный эффект от принимаемых поправок еще преждевременно.