Свидетельство о регистрации: № 1157700020950 от 25 дек. 2015 г.
г. Москва, пр-т Мира, дом 102, стр. 30
Алексеевская показать на карте
+7 (495) 664-55-96

Свидетельство о регистрации:
№ 1157700020950 от 25 дек. 2015 г.

Главная | Успехи и новости бюро | Этапирование – что это такое и важные нюансы процедуры

Этапирование – что это такое и важные нюансы процедуры

Этапирование — это сопровождение содержащегося под стражей человека в суд, на следственные действия или к местам отбывания наказания. В каждом из случаев есть свои нюансы.

Если подозреваемого сопровождают на следственные действия или в суд, то утро в ИВС (изолятор временного содержания) или СИЗО (следственный изолятор) начинается для него намного раньше, чем для остальных находящихся под стражей.

Официально команда подъём в таких местах звучит в 7 часов утра, но так как в судах дела начинают рассматривать с 9 часов, необходимо доставить подследственных уже к этому времени. Так что будят их не позднее 5 часов утра. После чего им дают не более 15 минут на сборы: умыться, одеться, приготовить с собой необходимые в суд документы. После чего всех задержанных, которым предстоят суды или следственные действия, переводят в специальную отдельную камеру, в лексиконе задержанных она называется сборка.

В такой камере, как правило, кроме пары скамеек, небольшого стола и места, которое с определёнными условиями можно назвать туалет (да и то не всегда он там есть) больше ничего нет. В такие сборки собирают всех людей из камер поочередно, так что с момента привода первого до последнего человека может пройти около часа, а в общей сложности в такой камере может находиться до пятидесяти человек одновременно.

Далее все собравшиеся ожидают конвой и транспорт. Это тоже занимает какое-то время. Когда автозак готов к маршруту, в камеру заходит конвоир и называет фамилии тех, кто будет этапирован в автозаке. Перед погрузкой проходит обыск с полным раздеванием и проверкой различных частей тела на отсутствие запрещённых при этапировании предметов, например, спичек и сигарет. Для обычного человека эта процедура выглядит крайне унизительно, но она обязательна для всех, кого везут на различные мероприятия.

После досмотра задержанным раздают сухой паёк, в котором, как правило, есть пакетик чая, упаковка сахара, как в Макдональдсе, кисель, пресные хлебцы (галеты), концентраты первых и вторых блюд, пара стаканов и пластмассовая ложка.

С коробкой такого сухпайка и своими документами заключённых заводят в автозак. В зависимости от места отправления, количества судов и масштабов самого населённого пункта это может быть как Газель, так и большой КамАЗ, кузов которого поделён на несколько зон. Обычно это две большие зоны, разделённые между собой сплошной стеной, также там есть одна или две узкие одноместные камеры для отдельных лиц, которым по ряду причин невозможно ехать вместе со всеми. И зона конвоя, в которой едет охрана и контролирует всех перевозимых лиц.

Если населённый пункт небольшой, то поездка длится недолго и максимум за час человека привозят в нужное место. Если это большой город, в котором находятся несколько судов, то конвоирование происходит по маршруту следования, который составляется таким образом, чтобы доставить людей чётко к указанному времени, но из-за пробок график очень часто сбивается. Бывают случаи, что до конечного нужного места автозак может ехать 4-5 часов, попутно заезжая в несколько судов или спецмест для передачи задержанного для следственных действий. Если человека привезли со значительным опозданием в суд, то вероятно эта поездка для него пройдёт впустую, так как судья не будет ждать и перенесёт заседание на другой день.

По прибытию на место задержанного ждёт очередной полный обыск. Обыски в этот день еще будут проводится перед тем, как задержанного отведут в зал заседания, приведут обратно, перед отправлением в СИЗО или ИВС и в самих СИЗО и ИВС по прибытию.

После чего человека отводят в специальную камеру для ожидания суда, которую называют стаканом. Обычно это узкое прямоугольное помещение, в котором могут находиться от двух до четырёх человек. В таких камерах кроме скамейки больше нет ничего. Так что готовить еду из сухпайка в ней крайне неудобно. Воду и кипяток разносят приблизительно раз в час-полтора, в такой же промежуток времени выводят под конвоем в туалет при надобности.

Так как заседание в судах обычно длится до 8 вечера, то, соответственно, конвоирование в обратном направлении начинается не раньше этого времени. Весь путь идентичен тому, что был с утра. И как итог человек возвращается в свою камеру, как правило, в районе полуночи, но может и позже. Всё зависит от того, насколько расторопны сотрудники СИЗО или ИВС, и общего количества этапируемых лиц.

Если все суды прошли, человека признали виновным, и приговор вступил в законную силу, то процесс этапирования к месту отбывания наказания может начинаться за неделю и более до того момента, когда его вывезут из СИЗО.

За это время осуждённого переводят из общей камеры, где он находился всё это время, в специальную камеру для этапированных лиц, по сути, она ничем не отличается от обычной, просто там содержат тех, кто должен в скором времени поехать к месту отбывания наказания.

Особое внимание хочется уделить очень важному моменту. Если суд уже вынес приговор, стоит обратиться к судье для получения разрешения на свидание и возможности получить дополнительную передачу. Не все судьи на это соглашаются, но вероятность такая есть. У родственников тогда будет шанс увидеть близкого человека и передать ему необходимый скарб с собой в долгую дорогу.

Отдельно необходимо упомянуть, что информация об этапировании, даты и место отбытия наказания остаются полностью неизвестны как для родственников, так и для самого заключённого. Поэтому осужденному стоит передать чистую тетрадь на 96 листов, шариковые ручки и конверты с марками, а также новый кипятильник на 0,5 кВт.

Сам процесс этапирования до автозака не имеет отличий от судебного, за тем исключением, что вещи (сумки) осуждённого полностью досматриваются. Если осуждённый отбывает наказание в той же области, крае, республике, где он осуждён (а это зависит от места его проживания/прописки), то скорее всего его доставят этим же автозаком, что и возили на суд или следственные мероприятия. Если до места отбывания наказания более ста километров, то вероятность его отправкой железной дорогой практически стопроцентная.

Перед тем, как заключённого переведут из машины в вагон, который внешне выглядит как обычный почтовый (в простонародье известный как столыпинский), автомобиль припаркуют практически дверь в дверь, чтобы человеку нужно было находиться в свободном пространстве как можно меньше. Сама эта перегрузка очень сложна для осуждённого, так как он везёт с собой все свои вещи и продукты, нужно быть очень аккуратным, чтобы сумки не упали, так как времени их поднять никто человеку не даст.

После погрузки в вагон осуждённому называют номер купе, в котором он будет следовать до места назначения. Купе выглядит технически, как и обычный плацкарт, с решёткой на выходе и складным третьим ярусом. В таком купе могут одновременно находиться порядка 16-18 человек со своими сумками. При этом перед отправкой проводится обыск вещей. Выводят в туалет и дают кипяток с той же периодичностью, что и в судах. Сухой паёк выдают в СИЗО, как правило, в количестве двух или трёх штук.

По прибытии на конечную станцию осуждённого пересаживают в автозак действиями, аналогичными погрузке, и везут в ближайший СИЗО, в котором происходит всё то же самое, только в итоге осужденного сажают в камеру для транзита в колонию, она же просто транзитка. В ней осуждённый может находится несколько недель и, в зависимости от своего конечного маршрута, может проследовать снова в поезд. И так до тех пор, пока его не доставят к месту отбывания наказания. Известны случаи, когда осуждённых из Москвы в Тулу везли с остановками в Твери, далее Высший Волочек, Ярославль, Иваново, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону и только оттуда в Тулу. Общее время такого путешествия составляло без малого полгода. И человек, чтобы хоть как-то оставаться на связи с роднёй, писал письма из каждого места остановки.

Ну и, наконец, заключительная фаза этапирования. Осуждённого автозаком привозят в колонию, где он в дальнейшем будет отбывать своё наказание.

Регистрация адвокатского бюро в 2015 г.

Регистрация адвокатского бюро в 2015 г.

Не вводим в заблуждение о гарантиях победы

Не вводим в заблуждение о гарантиях победы

Действуем строго в соответствии с ФЗ «Об Адвокатуре»

Действуем строго в соответствии с ФЗ «Об Адвокатуре»

Сообщаем четкий алгоритм работы по делу

Сообщаем четкий алгоритм работы по делу

Хотите получить консультацию?

Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время