Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству на днях рекомендовал палате рассмотреть законопроект, цель которого – смягчить санкции для тех, кто не декларирует перевозимые через границу товары, предназначаемые для личного использования.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что проект изменений в статьи 4.5, 16.2, 27.11 КоАП РФ внесен в Госдуму для того, чтобы реализовать постановление КС РФ.
А именно – в июле 2010 года Конституционным Судом признан не соответствующими Конституции ряд положений КоАП, которые регулируют вопросы привлечения граждан к административной ответственности за то, что они не задекларировали товары, перевозимые через границу, для дальнейшего личного пользования.
При оценке стоимости такого товара (что необходимо для определения наличия состава административного правонарушения и вычисления размера административного штрафа) КС предлагает опираться на таможенную, а не на рыночную стоимость данного товара.
Если опираться на соглашение стран-участниц Таможенного союза – предметы, предназначенные для личного пользования и перемещаемые через границу физлицами, должны быть освобождены от уплаты таможенных платежей при соблюдении условия, что их таможенная стоимость не выше 1500 евро (или их эквивалента в другой валюте).
Если перемещение происходит по воздуху, то это без декларации физические лица могут перевозить 10000 евро и 50 кг ограничения, а объем и количество устанавливаются таможенным законодательством.
Чтобы соблюсти конституционный принцип справедливости, законопроект также предлагает внести в статью 16.2 КоАП примечание с указанием порядка определения размера административного штрафа в тех случае, если вещи, подлежащие декларированию, не задекларированы, но перемещаются физическим лицом через границу ТС и предназначены исключительно для личного пользования.
Также, статья 27.11 КоАП дополнена положением, которое гласит: стоимость товаров, изъятых при перемещении физическим лицом для личного пользования, определяется на основании их таможенной стоимости.
Проект довольно сложный и субъективный, однако при качественной доработке может существенно упростить вопросы регулирования перемещения множества товаров.