Верховным судом был внесен проект закона, предполагающий введение в УК РФ шести составов мошенничества. Дифференцированы следующие виды данного преступления:
- мошеннические действия в сфере кредитования,
- хищение денежных средств или имущества при получении пособий, компенсаций и субсидий;
- аферы с использованием поддельной банковской карты;
- преступления, связанные с инвестиционной деятельностью;
- мошенничество в сфере страхования;
- компьютерные аферы.
Проект закона Верховного суда о дифференциации состава мошенничества депутатами не понравился, критике подверглись практически все пункты законопроекта. Депутаты остались недовольны и обилием статей и тем, что ими охватываются не все возможные виды данного преступления, и тем, что законопроект предлагает возбуждение уголовного дела без заявления потерпевшего. Однако после высказывания недовольства по поводу законопроекта, комитет все же рекомендовал принятие в первом чтении с тем условием, что документ будет исправлен во втором.
Вначале депутатом Марданшиным была кратко изложена суть проекта. После чего он откровенно добавил, что у комитета имеются замечания к каждому пункту вносимых поправок. Основным замечанием к документу он назвал то, что составами мошенничества, которые планируется ввести, предусматриваются такие же квалифицирующие признаки, что и общим составом преступления, вдобавок с аналогичными санкциями. Это, по словам парламентария, расходится с новаторской концепцией законопроекта.
Более подробно депутат о претензиях не рассказал, однако они содержатся в заключении комитета. Там, например, сказано, что ст.159 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за хищение денежных средств путем займа, с помощью предоставления банковскому учреждению заведомо ложных данных, будет распространена и на тех, кто использует обманные методы для получения кредита, но не желает причинения кредитору реального ущерба.
Нарекания у депутатов вызвала и редакция статьи 159 УК РФ, касающейся ответственности за совершение мошенничества в сфере компьютерной информации. В заключении комитета сказано, что проектной нормой лишь частично охватывается предмет посягательств, возможный в данной сфере общественных отношений. По мнению депутатов, в сферу регулирования не войдет так называемый “кремминг”, подразумевающий совершение мошеннических операций путем выставления счетов за не оказанные услуги.