Жалоба директору школы на действия учителя
Директору ГБОУ г. Москвы «Школа № 0000»
КТГ
117208, Москва, С.Ч.
ххххх@edu.mos.ru, ххххх@edu.mos.ru
от Курьянова Александра Александровича, адвоката Адвокатской палаты г. Москвы, регистрационный номер 77/12478, действующего в интересах
К.М.Д., ученика 4-го класса «В», и его отца К.Д.В.
Адрес для направления корреспонденции:
129626, Москва, проспект Мира, д. 102, стр. 30
для АБ «Александр Курьянов и партнёры»
тел.: +7 926 739 0147, info@msk-legal.ru
ЖАЛОБА
на действия учителя начальных классов
- Фактические обстоятельства, предшествующие подаче жалобы
05 июня 2024 года на перемене рядом с кабинетом музыки ученик 4-го «В» класса К.М.Д. играл с одноклассником на полу. К ним подошла классный руководитель Е.В.В. и, схватив рукой за волосы М., подняла его и отвела к другому кабинету.
Параллельно В.В. говорила следующие фразы: «Мама тобой вообще не занимается, как будто ты ей не нужен», «Ко мне, чтобы в класс попасть очередь была, ты просто так попал случайно, а теперь просто место здесь занимаешь».
О случившемся мальчик сообщил матери К.С.В., придя домой из школы в слезах.
Узнав о случившемся, отец ребёнка К.Д.В. обратился с соответствующим заявлением в Отдел МВД России по Басманному району г. Москвы (№ по КУСП 00000 от 05.06.2024) для того, чтобы правоохранительные органы дали оценку действиям учителя. К проверке был привлечён инспектор по делам несовершеннолетних.
Кроме того, важно отметить, что это не единичный случай применения насилия к ученикам со стороны Е.В.В.: однажды она порвала М. тетрадку за то, что вместо отдыха на перемене он делал домашнее задание, также она ударяла М. рукой и учебником по голове, хватала за ухо, волосы, называла его «тупым», «неучем» и «лоботрясом».
Подобное отношение не распространяется только на М. – когда один из учеников класса использовал в речи бранные слова, В.В. публично намазала ему рот зелёнкой.
Между тем, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в Методических рекомендациях для сотрудников образовательных организациях высшего образования, курирующих воспитательную работу с молодёжью, по профилактике буллинга (травли) среди обучающихся отмечает, что психологическое насилие со стороны учителя связано с воздействием на психику и наносит психологическую травму ребёнку, вызывая эмоциональную неуверенность.
Вследствие постоянного оказания психологического давления, нормотипичный ребёнок с нормальными среднестатистическими умственными способностями не может осваивать учебную программу, поскольку учитель внушает ему, что он не способен учиться хорошо и не достоин находиться в классе.
В связи с принятием родителями К.М.Д. решения о пропуске ребёнком одной всероссийской проверочной работы несмотря на то, что родители обязались отработать с сыном весь пропущенный материал, классный руководитель написала К.Д.В. сообщение «Мне бы очень хотелось, чтобы Вы уделили 2 минуты Вашего драгоценного времени мне. Будьте добры, позвоните!», а затем, спустя какое-то время, начала угрожать оставлением ребёнка на второй год: «Я просто хотела спросить, неужели Вас все равно, как учится М.! Он не усвоил программу начальной школы! Я всех родителей поставила в известность, что у нас 2, 24 апреля и 8 мая экзамены! А Вы всё равно срываете ребенка с учебного процесса! Хочу Вас уведомить, что мне просто придется оставить М. на второй год!».
Не получив ответа на своё эмоциональное письмо, классный руководитель отправила Кикиной Светлане Владимировне письмо следующего содержания: «Ваш папа не желает со мной разговаривать! Очень жаль! Очень жаль, что такое отношение к учебе собственного сына! Вероятно, приоритеты расставлены! Ну, и я больше переживать тоже не буду! По всем оценкам я могу оставить М. на второй год! Простите, Светлана Владимировна, больше я Вас с этим вопросом не побеспокою! Хорошего вечера!».
Применение к ученикам физического и морального насилия недопустимо.
Также недопустимы угрозы об оставлении ребёнка на второй год при условии, что уровень подготовки К.М.Д. полностью соответствует осваиваемой программе обучения. При необходимости К.Д.В. готов отвести сына в Центр независимой диагностики для получения независимой оценки качества его знаний по основным предметам начальной школы.
По итогам обследования у врача-психиатра после произошедшего инцидента, К.М.Д. поставлен диагноз F43.2 Расстройство адаптации, ситуационно обусловленное. Это подтверждает, что ребёнок пережил неблагоприятное событие, вызвавшее острую стрессовую реакцию, поскольку возникновение подобного расстройства не может возникнуть без травмирующего фактора, которым в данном случае очевидно являются действия классного руководителя Е.В.В.
- Правовое обоснование нарушения прав обучающегося
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на уважение личности и человеческого достоинства – достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – «Закон об образовании») государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, на охрану жизни и здоровья.
Часть 3 ст. 43 Закона об образовании закрепляет, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Согласно п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся ГБОУ Школа
№ 0000, утверждёнными Директором ГБОУ Школа № 0000 К.Т.Г. от 29.06.2022, Образовательные отношения в учреждении основываются на принципах взаимного уважения учащихся и работников учреждения (п. 3.1.), в учреждении запрещается применение физического воздействия к любым участникам образовательных отношений. Не допускается применение физической силы, в том числе для разрешения конфликтных ситуаций. Не допускается провоцировать конфликт или разрешение конфликта силовыми методами (п. 4.4.), в учреждении не допускается нарушение права на личное достоинство. Запрещается любое психологическое насилие над личностью: издевательства, травля, унижение и иные действия, оскорбляющие достоинство человека, в том числе, по признакам пола, возраста, расовой и (или) национальной принадлежности, вероисповедания, особенностей здоровья, социального положения и пр. (п. 4.5.).
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка для работников Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 0000», утверждённым приказом № 394 от 14.03.2019 Директора ГБОУ Школа № 0000, в обязанности работников школы входит вести себя достойно, следовать общепринятым в учреждении нравственным и этическим нормам, заботиться о деловой репутации учреждения, соблюдать высокий уровень культуры общения, уважать честь и достоинство обучающихся образовательных учреждений (п. 3.11.), педагогические работники также обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следователь требованиям профессиональной этики (п. 3.16.).
В силу пп. 26 и пп. 27 п. 3.2.4. Устава руководитель учреждения обеспечивает создание безопасных условий обучения, воспитаний обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также создаёт необходимые условия для охраны здоровья обучающихся.
В соответствии с пп. 16 п. 3.2.5., п. 3.2.6. Устава руководитель учреждения обязан обеспечивать соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины работниками учреждения; за нарушение или незаконное ограничение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Согласно пп. 9 п. 3.2.8. Устава грубым нарушением трудовых обязанностей руководителя является необеспечение или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами.
Таким образом, руководитель школы допустил грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в допущении к образовательному процессу и общению с маленькими детьми учителя, позволяющего себе ударить или иным образом причинить вред здоровью (в частности, повредить волосяной покров) несовершеннолетнего, а также оказывающего эмоциональное насилие, умышленно провоцирующего у ребёнка неуверенность в себе, в результате чего несовершеннолетнему были причинены нравственные страдания.
На основании изложенного,
ПРОШУ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ:
- Незамедлительно принять меры, направленные на прекращение нарушений прав К.М.Д., в частности, на пресечение в отношении него физического и психологического насилия со стороны учителя начальных классов Е.В.В.;
- Признать действия учителя начальных классов Е.В.В. незаконными и противоречащими действующему законодательству и внутренним документам школы, незамедлительно привлечь Е.В.В. к дисциплинарной ответственности.
Обращаю внимание, что до прояснения ситуации относительно применения насилия к ученику 4-го класса «В» К.М.Д. и получения развёрнутого ответа от руководителя ГБОУ г. Москвы «Школа № 0000» относительно обстоятельств произошедшего, К.М.Д. во избежание возможности повторного применения физического и/или психологического насилия со стороны учителя начальных классов Е.В.В., не будет появляться в школе.
В случае, если в кратчайшие сроки насилие в отношении К.М.Д. со стороны классного руководителя и угрозы в адрес его родителей не будут пресечены, а Е.В.В. не будет привлечена к ответственности по всей строгости, родители К.М.Д. намерены дать ситуации в школе огласку и написать жалобы с подробным изложением происходящего в Департамент образования и науки города Москвы, Министерство просвещения Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в городе Москве и в прокуратуру.
Приложение (в копиях, если не указанно иное):
- Ордер адвоката № 08-06/24 от 08.06.2024 (оригинал);
- Удостоверение Курьянова А.А. № 14238 от 06.07.2015;
- Талон-уведомление № 0000 от 05.06.2024;
- Заключение врача-психиатра ООО «ГРАНАТ МЦ» № 0000/24 от 09.06.2024.
Представитель К.М.Д., К.Д.В.,
адвокат ________________/Курьянов А.А./
11 июня 2024 года
Хотите получить консультацию?
Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время