Прошло последнее, третье чтение и принятие Госдумой РФ поправок в арбитражный кодекс РФ. Данные изменения относятся к вопросу о разграничении дел поступающих в арбитражные суды, по их подведомственности. Разграничение идет по принципу разделения на административные и публичные правоотношения, а так же распределение дел между судами арбитражными и судами общей юрисдикции.
Данная инициатива была закреплена в Законопроекте № 124099 – 6, и внесена для рассмотрения в Госдуму в августе 2012 года.
Авторами выступили депутаты от партии Единая Россия Дмитрий Вяткин, Тамерлан Агузаров и Михаил Старшинов. В проекте предлагалось изменить содержание статьи 29 и 194 Арбитражного Кодекса РФ. На данном этапе Правительство полностью поддержало инициативу депутатов.
Законом, определяющим основные понятия и определения судебной системы Российской Федерации, статьями с 19 по 25, а также статьями 118,126 и 127 Конституции РФ, на отнесение к подведомственности арбитражным судам дел указывает, прежде всего, экономический характер спора, индивидуальный состав участников сторон, а также прямое указание в статьях закона на принадлежность конкретного дела к области компетенции арбитражного суда. Все иные дела, без перечисленных оснований и признаков, должны быть отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.
Авторы законопроекта еще раз обращают внимание на то, что нормами действующей на данный момент статьи 29 АПК, существенно расширен перечень дел с подведомственностью арбитража. Это дела по рассмотрению и оспариванию нормативных актов. При принятии таких дел не учитывается, кто является подателем искового заявления, организация, индивидуальный предприниматель или гражданское лицо. Такой порядок существует с 2010 года с момента начала исполнения поручений экс-президента Дмитрия Медведева.
Такое положение дел приводит к неопределенности. Поэтому группа депутатов предложила убрать норму закона, определяющую перечень дел для рассмотрения в арбитражных судах. Именно данная норма содержит указание на то, что дела являются подведомственными арбитражу независимо от статуса заявителя.
Утвержденный Закон вступит в силу после момента его официального опубликования в средствах массовой информации. Дела об оспаривании нормативных актов, находящиеся на момент вступления в силу новой нормы закона в судах, но не рассмотренных на день публикации, будут рассмотрены по нормам и правилам, действовавшим на момент принятия таких дел к производству.