В уголовном правоприменении при квалификации состава преступления военнослужащего, покинувшего свое место службы, важно понимать отличие дезертирства от самовольного оставления части (СОЧ).
Чем похожи дезертирство и СОЧ
Между уголовными составами статей 338 и 337 УК РФ существует много схожего. Внешние признаки противоправного поведения идентичны:
- В обоих случаях происходит самовольное убытие с места службы без соответствующего разрешения, либо невозвращение в воинскую часть.
- Эти преступления могут быть совершены как в форме действия (ухода), так и бездействия (неявки).
В судебной практике довольно часто встает вопрос о разграничении терминов «место службы» и «часть». Место службы и воинская часть (отдельное формирование) в большинстве случаев совпадают, но иногда нет. Место службы является более широким понятием, им может быть любая точка, где по распоряжению командира находится военнослужащий — движущийся автоэшелон, военный городок, походный лагерь, военный полигон.
Субъектами данных преступлений могут быть военнослужащие:
- находящиеся на срочной военной службе;
- зачисленные в запас и призванные на военные сборы;
- подписавшие контракт о прохождении военной службы.
В статье 337 (часть 2) предусмотрен дополнительный субъект — военнослужащий, подвергнутый отбыванию наказания в воинской дисциплинарной части. Нормативно-правовыми актами установлено, что любое перемещение вне территории такой части должно осуществляться под конвоем. Передвигаться без конвоя разрешено только отбывающим дисциплинарное наказание в облегченных условиях.
Также есть еще и такие сходства:
- В обоих случаях судом при назначении наказания учитывается такой параметр, как стечение тяжелых обстоятельств.
- Составы являются формальными, в диспозициях не указаны общественно-опасные последствия этих деяний.
- Статьи 337 и 338 Уголовного кодекса существуют с момента его введения.
24 сентября 2022 года Федеральным законом № 365-ФЗ в них внесены дополнения, увеличившие ответственность за совершение преступлений в военное время, если объявлены мобилизация, военное положение, в течение вооруженного конфликта.
Мобилизация (общая и частичная) или военное положение вводятся указом Президента РФ, тогда как период вооруженного конфликта не имеет документального подтверждения.
Верховный суд РФ в мае 2023 года дал определение вооруженному конфликту — столкновение сторон с применением различных военных формирований. Он бывает внутренним (не выходящим за границы государства) и международным.
В правовых документах, в том числе международных, понятие «вооруженный конфликт» отграничивают от термина «война» по нескольким юридическим признакам:
- отсутствие официального объявления войны;
- продолжение действия политических и экономических соглашений;
- сохранение консульских и дипломатических отношений.
Военное время начинается после официального объявления состояния войны и заканчивается после полного прекращения военных действий.
СОЧ и дезертирство — разница между понятиями
Преступления имеют существенные различия по объективной стороне:
- В качестве обязательного признака оставления части указывается неуважительность причин отсутствия военнослужащего. При дезертирстве совершенно неважно, какие у военного были на это основания. Даже если они более чем уважительные, обвинение по статье 338 УК РФ не снимается (в отличие от обвинения по статье 337 УК РФ).
- Тяжесть наказания по ст.337 напрямую зависит от сроков незаконного отсутствия в месте службы (до 10 дней, от 10 дней до 30, больше месяца). Дезертирство считается законченным непосредственно с момента ухода, и количество времени, проведенного не на службе, суд при назначении наказания во внимание не принимает.
- Во всех частях статьи 337 речь идет об «индивидуальной самоволке», не фигурируют признаки организованности, предварительной договоренности нескольких человек, вместе оставивших место службы. Тогда как в ст. 338 эти факторы закреплены в качестве отягчающих обстоятельств.
- Дополнительным квалификационным и отягчающим признаком для дезертирства считается бегство с вверенным по службе оружием. В статье о самовольном оставлении части о таком атрибуте речи не идет.
Но самым главным и «судьбоносным» отличительным признаком является субъективная сторона этих преступлений. Основное, что рассматривается при решении вопроса о разграничении двух уголовных составов, — это цель обвиняемого.
При самовольном оставлении части военнослужащий имеет намерение временно уклониться от прохождения службы. Дезертир же возвращаться не планирует.
Например, военнослужащий, находясь в отпуске, решил после его окончания еще немного задержаться дома, но затем все-таки вернуться. Если опоздание составит меньше двух суток, он подвергнется дисциплинарному взысканию, если больше — уголовному преследованию.
Что такое дезертирство военнослужащего
В том случае, когда военнослужащий покидает воинскую часть, решив не возвращаться, то это квалифицируется как дезертирство. Субъективная сторона характеризуется желанием избежать продолжения военной службы (прямым умыслом).
Если эта цель появляется у военнослужащего после неявки в часть, содеянное квалифицируется как дезертирство. Это правило было подтверждено разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 года.
Как доказать дезертирство
Основное доказательство дезертирства, отграничивающее его от самоволки — подтвержденное однозначное намерение военнослужащего уклониться от своих обязанностей насовсем.
Суд, рассматривая материалы дел о дезертирстве, часто оказывается перед проблемой недостаточности доказательств умышленной стороны совершенного побега.
Умысел доказать довольно сложно, но возможно. Подтверждающими позицию обвинения фактами могут быть:
- приобретение подложных документов;
- изготовление фальшивых справок, удостоверений;
- сокрытие факта прохождения военной службы, в том числе при задержании.
Если объективные подтверждения отсутствуют, а обвиняемый твердо стоит на позиции, что он собирался вернуться в воинскую часть, и ничего не указывает на обратное, то обвинение по ст. 338 переквалифицируется на ст. 337.
Это значительно смягчает меру пресечения. Максимальное наказание за самоволку — до десяти лет лишения свободы, за дезертирство — до пятнадцати.
Исследователи военного судопроизводства предполагают, что в действительности процент совершенных дезертирств больше, чем статистический показатель доказанных случаев.
В последнее время ужесточился контроль за военнослужащими, отправляющимися в отпуск, командировку, или на лечение. При несоблюдении требований воинского устава (в документах отсутствует отметка военной комендатуры, лечение проводится не в ведомственной больнице) могут предъявить обвинение как в самовольном оставлении части, так и в дезертирстве (раньше такие нарушения считались дисциплинарным проступком). Это несправедливо и не соответствует букве закона, но стало фактом нашей жизни. В этих случаях, как правило, отсутствует обязательный признак субъективной стороны обоих преступлений — прямой умысел на избегание службы (и уже не так важно на постоянной или временной основе), и адвокаты по самовольному оставлению части фокусируются на предоставлении соответствующих доказательств.