Госдума определила список запрещенных условий, прописываемых в договорах с потребителями. Новый законопроект призван защитить граждан от навязываемых услуг, которые нередко идут «в довесок» к основным. Инициативу выдвинуло правительство РФ и Центробанк.
Если закон будет принят, то россияне навсегда избавятся от ненужных продуктов и услуг. Отказаться от них можно будет в любое время, независимо от срока подписания договора. Проект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме.
На данный момент ситуация такова, что человек имеет право на отказ при условии покрытия финансовых расходов компании или финучреждению. При этом отстаивать свои законные права приходится в суде. Подписать документ, исключив «интересные предложения» продавца, нет возможности. Особенно этим злоупотребляют банки, которые вместе с кредитом могут навязать сразу несколько услуг, включая платные страховые полисы, списания на депозит и смс-рассылку.
По словам юристов, суды неоднократно признавали подобную практику недопустимой и противоречащей закону. За последние 6 месяцев 2021 года потребители получили более 11 млрд рублей компенсации за нарушение своих прав.
Авторы законопроекта в описании к документу указали, что изменения включают 13 пунктов, однако список запрещенных условий может быть расширен в процессе обсуждения.
В список входят правила, защищающие права граждан:
- компаниям нельзя устанавливать неустойки и штрафы для клиентов;
- запрещено навязывать что-либо помимо основного продукта;
- нельзя вводить фейсконтроль в общественно доступных местах.
Инициатива позволит во внесудебном порядке регулировать все вопросы касательно прописанных в договоре услуг. На каждый пункт необходимо будет поставить «галочку» или отклонить предложение. При этом отказаться от предоставляемых услуг можно по истечении любого срока после подписания соглашения.
С нарушением своих прав сталкиваются не только клиенты финансовых организаций. Автодилеры нередко заставляют покупателя вместе с машиной купить техпомощь на дорогах. Как пояснили в Судебном департаменте, потребитель, подписавший договор о технической помощи, вправе отказаться от его исполнения сразу или спустя время. Пока нововведения не приняты, люди вынуждены компенсировать продавцу фактически понесенные расходы.