11 октября Госдума рассмотрела и одобрила закон, согласно которому продавец не вправе навязывать покупателю «лишние» товары или услуги за доплату. Поправки в КоАП РФ предусматривают штрафы, сумма которых доходит до 40 000 рублей в зависимости от юридического статуса нарушителя. Также законопроект предусматривает наступление административной ответственности за случаи, когда продавец отказывается рассматривать претензию потребителя на предмет нарушения его прав, не имея на то должных оснований.
В этой ситуации грозит штраф до 30 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 для юрлиц.
Какие будут последствия?
И. Сухарев, соавтор законопроекта, заявил, что навязываемые товары и услуги обычно имеют более высокую цену по сравнению с аналогичными. По мнению депутата, этот фактор является одной из ключевых причин, по которым изменение стоимости приобретает неконтролируемый характер. В. Володин, председатель Думы, сообщил, что вступление законопроекта в силу позволит защитить потребителей от недобросовестных коммерческих схем, когда их вынуждают покупать более дорогой товар либо услугу. При этом в Госдуме отметили, что акции не будут отнесены к попытке навязать ненужное.
Что думают эксперты?
Мнения юристов по этому поводу неоднозначны. Многие отмечают, что эффективность нового закона находится под сомнением, поскольку недобросовестные продавцы уже сейчас смогут найти лазейки в нем. Наиболее уязвимые моменты:
- попытку навязывания сложно доказать: например, если автосалон предлагает купить машину с большой доплатой за коврики, при этом комплектации без них просто нет в наличии, это можно квалифицировать как обычный дефицит ассортимента;
- штраф даже в максимальном размере (до 40 000) недостаточно высок, поскольку разница в тех же комплектациях автомобиля может доходить до нескольких сотен тысяч рублей при минимальных различиях;
- если перекупщик приобрел товар и зарегистрировал на себя, он вправе устанавливать любую стоимость, и это не будет нарушением.
Также многие эксперты уточняют, что попытка регулирования цен обречена на провал, пока предлагаемые товары или услуги находятся в дефиците. Именно такая ситуация сложилась на авторынке, где спрос в настоящее время повышен, а вот выбор машин невелик по сравнению с 2021 годом. Кроме того, если продавец требует доплату за дополнительные услуги (например, проверка АКБ и предварительная мойка при прохождении техосмотра), это является нарушением, но без доказательств привлечь нарушителя к ответственности будет крайне проблематично.
Если нужна консультация юриста по защите прав потребителей – заполните форму ниже, мы вам перезвоним.