Международный коммерческий арбитраж

Будкевич Артур Станиславович
руководитель судебно-претензионного отдела

Будкевич Артур

+7 (495) 664-55-96
Получить консультацию по похожему делу

Международный коммерческий арбитраж представляет собой особый механизм рассмотрения споров между субъектами, ведущими хозяйственную деятельность. Носит частноправовой характер. Стороной разбирательства может выступать и государство, но другим обязательным участником становится частное лицо.

В чем сущность

МКА представляет собой третейский суд. Может осуществлять свою работу как на регулярной основе, так и формироваться для разрешения конкретного дела. Основной задачей является всестороннее изучение конфликта с принятием решения, требующего неукоснительного исполнения участниками разбирательства.

В науке долгое время ведутся дискуссии относительно места арбитражного суда в структуре юридических органов. Прослеживаются четко 3 точки зрения:

  1. В соответствии с договорной идеей основной довод — арбитражное соглашение, по которому спор передается на изучение арбитров, относится к простому гражданскому соглашению. Предметом выступает избрание суда, который станет вести дело, место и время процесса, фиксирование процедуры, законодательных норм, подлежащих применению арбитрами.
  2. Процессуальный подход. Суд — отдельная особая форма правосудия. Договор в этом плане предполагается как процессуальный.
  3. Смешанная включает основные характеристики первых двух. Арбитраж представляет собой отдельный институт, содержащий процессуально и материально-правовые элементы. Такое понимание допускает применение норм национального и иностранного права совместно.

В последнем подходе МКА будет взаимодействовать с национальным судом по процессуальным нормам страны конфликта.

Принципы

Принцип — основное начало, на котором выстраивается некая система. Для международного арбитража характерны:

  1. Доступность. Суды выступают в качестве общественного объединения, неподчиненного и неподконтрольного никаким органам государственной власти.
  2. Участники вправе оказывать воздействие на любые этапы рассмотрения дела.
  3. Упрощенный процесс рассмотрения. Большое количество формальных процессуальных положений не имеет распространения, поэтому споры разрешаются быстрее.
  4. Проведение закрытых заседаний во избежание утечки конфиденциальной информации коммерческих организаций.
  5. Решение окончательное, подлежит исполнению фигурантами дела даже в понудительном порядке, не предполагает кассации.
  6. Исключается фигурирование обычных судебных инстанций при подписанном договоре между участниками относительно заявления в МКА.
  7. Государственные органы не вправе вмешиваться, но у национального суда существует 2 прерогативы — действия для предварительного обеспечения иска и воздействие при исполнении фигурантами приговора.

Виды

Существуют 2 вида арбитража. Институционный, действующий на регулярной основе. Создается при торговых палатах, биржах, ассоциациях. Ведет деятельность по своему регламенту и уставу. Нормы базируются на положениях национального закона. При сложных разбирательствах рекомендуется выбрать этот вид арбитража.

Другим выступает изолированный (разовый) арбитраж (ad hoc). Он формируется по согласованию фигурантов для анализа определенного конфликта. По завершении дела и вынесении вердикта суд ликвидируется. Участники путем соглашения избирают круг арбитров, место проведения. Относится к самым результативным при необходимости разбирательства в части действительных обстоятельств — назначение стоимости товара, проверка качества продукции.
Законодательное регулирование
Регулирование деятельности международного арбитража происходит за счет 3 источников:

  • Международное право.

Нью-Йоркская Конвенция 1958 года, принятая под эгидой ООН. Ратифицировали документ более 140 государств. По этой причине она относится к самым эффективным проектам. Зафиксировала 2 важных момента — принятие и реализация арбитражных соглашений (при поступлении заявления, по которому зафиксирована договоренность, суд обязуется инициировать арбитражное разбирательство), признание вердиктов и их выполнение (для стран-участниц существуют обязательства по выполнению решений МКА). Менее существенными выступают Европейская Конвенция о международном коммерческом арбитраже 1961 г., Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г., Амманская конвенция арабских государств о коммерческом арбитраже 1987 г.

  • Национальный закон.

До принятия корректировок преимущественным был закон той страны, где осуществлялся анализ дела. Однако по причине непонимания юристами чужой законодательной базы был разработан Типовой закон о международном торговом арбитраже в 1985 году. Законодательство на базе этого НПА сегодня функционирует больше, чем в 60 странах мира, РФ не является исключением. Однако страны (Франция, Великобритания, США и другие), где осуществляется основное количество таких производств, не основывают свои законы на Типовом законе.

  • Договоренность фигурантов на регламент суда.

Участники вправе самовольно определить предписания по анализу дела путем составления соглашения. Обычно в основу ложится регламент арбитража.

Стоимость и сроки

Изначально коммерческий арбитраж относился к менее расходным и по капиталовложениям, и по времени. Однако на сегодня это преимущество несколько пошатнулось:

  • Задумывался арбитраж в качестве более быстрого процесса. Однако стремление принять наиболее верное решение растягивает разбирательство на срок, превышающий 1 год.
  • Расходы состоят из затрат на само разбирательство, вознаграждения арбитрам, оплата услуг юристов-международников. Итоговая сумма обусловлена длительностью.

Самой затратной сметой является оплата юридических услуг. Зачастую она сопоставима с сумами при обычном судопроизводстве. Обычно расходы относятся к конфиденциальной информации и узнать точные суммы довольно сложно.

Регламент

Суд приступает к сопровождению рассмотрения конфликта в ситуации, если участники условились о применении Регламента. Последний координирует самые важные задачи, касающиеся производства — начало рассмотрения на базе договора, образование состава, сам процесс, постановление вердикта, затраты.

Предварительный этап

До утверждения состава арбитража и делегирования третейским судьям, главным связующим элементом между участниками и судом выступает Секретариат. Все вопросы адресуются сюда — претензии по договору, его правомерности и реальности, призвание и выбор уполномоченных посредников, определение места и языка. В каждой ситуации, когда ответ требует участия суда, специалисты Секретариата емко излагают смысл неясности, предлагают способ урегулирования. Суд выносит вердикт на базе всех заявленных обращений.

Значимую ценность имеет положение ст.6 Регламента. При наличии у одного из фигурантов претензий по договору, суд решает продолжить производство, если он будет уверен, что договоренность может существовать между участниками. То есть нет предписания об убеждении в реальности документа, а лишь в вероятности наличия.
Призвание третейских посредников обусловлено:

  • гражданской принадлежностью;
  • наличием контактов с обозначенными государствами;
  • свободным временем судьи.

При предложении стать одним из посредников человеку предлагается на подпись 2 формы — о неподвластности и о наличии времени.

Заполненные шаблоны предоставляются фигурантам. Каждый участник вправе высказать сомнение относительно кандидата.

Основной этап

Важной функцией суда является решения об отводе арбитра или его замене. Ст. 11 зафиксировала прерогативу за каждой из сторон о заявлении требований об отводе арбитра. Такое возможно при наличии оснований:

  • претензии относительно независимости;
  • кончина арбитра;
  • невыполнение своих обязательств;
  • выполнение обязательств не в срок.

Требование сторона адресует в Секретариат на протяжении 30 дней после появления мотива для отвода. Далее предоставляется возможность прокомментировать сложившуюся ситуацию другому фигуранту разбирательства, остальному составу суда и самому арбитру. Собирается Пленарная сессия, на которой решается вопрос об отводе. Если отвод утверждается, то встает задача о замене.

Суд постановляет новую кандидатуру самостоятельно или снова при согласовании с участниками. Новый состав вправе принять решение о полном или частичном повторе производства для ознакомления нового участника с делом.

Заключительный этап

После формирования проекта решения оно направляется в Секретариат. Первичную проверку осуществляет руководитель. Затем для контроля передается Генеральному Секретарю, который, в свою очередь, передает проект и детальное описание Суду. На еженедельной или Пленарной сессии зачитывается письменный доклад по содержанию с заключениями и рекомендациями докладчика.
По факту рассмотрения проекта могут быть приняты такие решения:

  1. Утвердить.
  2. Не одобрить.
  3. Утвердить с некими корректировками.

Рекомендации могут быть по форме решения или его сути. Однако Регламент не содержит пояснений относительно этих изменений.

После одобрения проекта Судом решение подписывает составом арбитража и вновь отправляется в Секретариат, который рассылает участникам.

Многоуровневая проверка дает большие преимущества — с проектом работают большое количество опытных юристов, при тщательном изучении могут выявить мелкие недочеты, нет возможности подкупа или оказания влияния на решение.

Порядок нашей работы

Бесплатная консультация 1. Предварительная бесплатная консультация по телефону или онлайн 1. Консультация по телефону

Встреча в офисе 2. Встреча в офисе. Изучение документов, оценка перспективы дела 2. Встреча в офисе

Заключаем соглашение 3. Заключаем соглашение

Работаем по делу 4. Работаем по делу