Согласно закону (законопроект № 1184268-7), принятому Госдумой 10 марта, следственные органы получили право возбуждать уголовные дела, связанные с госзаказами, по личной инициативе без заявления потерпевшей стороны. Речь идет о возможности возбуждения уголовного дела даже в случае отказа должностных лиц государственных корпораций признавать ущерб, если предметом преступной деятельности является имущество, принадлежащее государству или муниципальным образованиям. Закон направлен на укрепление защиты интересов государства и усиление ответственности в сфере госзаказов.
Противники принятого закона утверждают, что новые полномочия следственных органов не обеспечат сохранность государственного бюджета, а только приведут к увеличению давления на субъекты бизнеса. В течение полугода после обсуждения в первом чтении в документ внесено несколько незначительных правок.
В статью 20 УПК внесены новые положения. Преступные деяния, рассматриваемые ст. 159 и ее частями 1, 3, 5, 6, а также ст. 160, ст. 165 ч. 1, ст. 201 УК, не подлежат частно-публичному обвинению (а публичному обвинению) в случаях, когда предметом преступной деятельности выступают денежные активы и иное имущество, которые выделены в рамках выполнения оборонного заказа государства.
Также новые положения в контексте предмета преступления затрагивают денежные активы и иное имущество, которые выделены на реализацию национальных проектов, на закупку товаров и услуг, необходимых для обеспечения нужд государственных и муниципальных образований. В статью 23 УПК внесены изменения, которыми нивелирована необходимость подачи заявления о возбуждении уголовного дела со стороны руководителя организации в указанных выше случаях.
Принятый закон является очередным шагом по реализации государственной политики, направленной на увеличение ответственности и усиление механизмов защиты интересов государства в сфере госзаказов. Авторы поправок предусмотрели специальное условие — для перехода из категории частно-публичного в категорию публичного дела предметом преступления должны выступать денежные активы или имущество, которые выделены для осуществления проектов по госзаказам.
С принятием указанных поправок позиции правоохранительных органов значительно усилились. Усиление позиций связано не только с возможностью возбуждать уголовные дела без заявления потерпевшей стороны, но и с другими привилегиями, такими, как получение рычага давления на субъекты бизнеса при проведении проверок и других мероприятий в рамках контрольно-надзорной деятельности. Противники закона подчеркивают, что новые поправки лишают коммерческие организации возможности как-либо влиять на ситуацию, что может привести к избыточным правовым репрессиям.