Что делать, если банк не выдает денежные средства (валюту)

Городилов Никита Сергеевич
Руководитель гражданско-правовой практики

Городилов Никита

+7(495)664-55-96
Получить консультацию по похожему делу

События конца февраля 2022 года оказали большое влияние на стабильность финансовой системы нашей страны и уверенность людей в ее благополучии. В связи с этим граждане стали активно снимать со своих счетов и вкладов денежные средства как в рублевом, так и в валютном выражении. Ажиотажный спрос при неизменном предложении быстро привел к дефициту иностранной валюты и клиенты банков столкнулись с проблемой, которая ранее не стояла так остро на повестке дня.

Уже зафиксированы факты отказа ведущих российских и зарубежных банков, работающих в России, в выдаче иностранных и рублевых банкнот. По сообщениям СМИ, с данной проблемой уже столкнулись клиенты Сбербанка, ВТБ, Тинькофф банка, Альфа-банка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, Россельхозбанка, Московского кредитного банка, Банка Открытие, Совкомбанка. Ответам на часто возникающие вопросы по этой теме посвящена эта статья.

Вправе ли банки не выдавать денежные средства со счета или вклада?

Нет, не вправе. Если речь идет о банковском счете и хранящихся на нем деньгах («на карточке»), то закон прямо гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться средствами, в том числе получать их виде наличных денег (п. 2 ст. 845 ГК РФ). Сказанное касается как российской, так и иностранной валюты. В случае, если денежные средства хранятся во вкладе, то финансовое учреждение также обязано выдать хранящиеся у него деньги и валютные ценности по первому требованию гражданина (п. 2 ст. 837 ГК РФ), вне зависимости от того, является вклад срочным или до востребования.

Следовательно, отказ банка или уклонение от исполнения лежащих на нем обязательств, следует рассматривать как нарушение договора банковского счета или вклада соответственно.

Есть несколько случаев, когда Центробанк позволяет банкам не исполнять волю клиента. Это происходит, если:

  • недостаточно денежных средств на счете;
  • неверно оформлены платежные документы;
  • имеется подозрения, что в отношении финансов совершаются мошеннические действия;
  • имеется приостановление операций по счету по решению налогового органа или прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Однако данные случае не относятся к рассматриваемой ситуации и приводятся в настоящей статье исключительно для полноты картины.

Что необходимо делать клиенту в случае, если ему отказали в выдаче денежных средств по вкладу или счету?

Необходимо зафиксировать факт нарушения прав: сделать скриншоты переписки с представителями банка, потребовать письменный отказ от сотрудников в выдаче валюты, сделать аудиозапись диалога с сотрудниками, направить претензию в свободной форме банку.

Куда обращаться клиенту для защиты его прав?

Жалобу на неправомерные действия банка можно подать в Ассоциацию Российских Банков, Роспотребнадзор, Центробанк РФ, Федеральную антимонопольную службу РФ и Прокуратуру РФ.

Жалоба — лучший способ внесудебного разрешения спора. Ассоциация Российских Банков опубликует вашу жалобу на своем сайте.

Судебная защита интересов клиентов банка

Это наиболее универсальная и действенная форма защиты нарушенного права. На отношения клиента и банка распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей», что позволяет рассчитывать на взыскание с финансового учреждения не только суммы неправомерно удержанных денежных средств, но и неустойки, и потребительского штрафа.

Таким образом, отказ банка в выдаче российской или иностранной валюты со счета или вклада клиента носит неправомерный характер и должен обжаловаться в уполномоченные органы и (или) в суде.

Порядок нашей работы

Бесплатная консультация 1. Предварительная бесплатная консультация по телефону или онлайн 1. Консультация по телефону

Встреча в офисе 2. Встреча в офисе. Изучение документов, оценка перспективы дела 2. Встреча в офисе

Заключаем соглашение 3. Заключаем соглашение

Работаем по делу 4. Работаем по делу