Кабинетом министров России были рассмотрены федеральные законопроекты, направленные на совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Важнейшими из них стали:
• О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Максимальная величина штрафных санкций лицам, организующим незаконную миграцию, будет увеличен с 200000 до 300000 рублей, предельный срок обязательных работ составит 420 часов (сейчас — 360), исправительных работ — 1 года (сейчас 2 года), принудительных работ — 3 года(сейчас 2), лишения свободы — 5 лет(на данный момент -2), с ограничением свободы — 2 года(в текущей редакции УК — 1 год).
В случае если те же правонарушения будут совершены лицом, находившимся в составе организованной группы, или для осуществления преступления на территории России наибольший из возможных сроков лишения свободы повысится с 5 до 7 лет.
• О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ
Законопроект призван обеспечить готовность России выполнить обязательства, которые предусмотрены Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений и Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, в части торговли людьми, детской проституции и порнографии.
Согласно Конвенции и Факультативному протоколу государства-участники берут на себя обязательства по принятию необходимых мер для криминализации деяний, которые связаны с «детской проституцией».
При этом Конвенцией предполагается, что ребенок – это любое лицо, которое не достигло возраста восемнадцати лет.
В связи с этим проект закона предполагает включение в Уголовный Кодекс статьи, которая устанавливает уголовную ответственность гражданина, который достиг возраста 18 лет и использовал сексуальные услуги лица, являвшегося заведомо несовершеннолетним (от 16 до 18 лет).
• О внесении изменения в статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Конституционным Судом было издано постановление, согласно которому признаются не соответствующими Конституции нормы ст. 107 УПК РФ из-за того, что они не определяют конкретных сроков, на который назначается мера пресечения – домашний арест, а также они не определяют основания и правила увеличения его продолжительности, и ими не ограничивается предельная длительность содержания лица под домашним арестом, в т.ч., учитывая срок содержания под стражей как меру пресечения.
Действующая редакция Уголовно-Процессуального Кодекса не содержит положения, которое отражает вывод, сделанный Конституционным Судом, о том, что необходимо законодательно закрепить правило, которое предполагает, что суммарная продолжительность пребывания лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений, под стражей или под домашним арестом как мера пресечения не должен превышать предельный срок содержания под стражей, который определяется в статье 109 Уголовно-процессуального кодекса.
В связи с этим проект закона предлагает включить в статью 107 УПК соответствующую норму.