Законопроект, дающий право потерпевшим влиять на принятие решения судом об условно-досрочном освобождении осужденных, вновь был подвергнут критике экспертами. Судья Конституционного Суда РФ в отставке Тамара Морщакова убеждена, что основные нормы и положения документа противоречат принципам международного права, юридически имеют многочисленные неточности, будут легко коррумпированы, и в итоге вообще нереализуемы в настоящее время.
В Центре социально-консервативной политики прошло обсуждение вышеназванного законопроекта, в котором приняли участие как сами авторы – единоросы Плигин и Вяткин, так и члены судейского сообщества, и представители общественных организаций. По инициативе авторов на обсуждение была вынесена инициатива о предоставлении для потерпевших права участвовать и влиять на принятие решения по УДО осужденных. По их общему мнению, такой мотив позволит потерпевшему более эффективно защищать свои интересы.
В Госдуме есть уже похожий законопроект, он был внесен правительством. Проект говорит о введении обязательного условия для условного-досрочного освобождения, а именно полного или частичного возмещения потерпевшему причиненного ущерба. Но обсуждение проекта затянулось из-за многочисленных серьезных замечаний и вопросов по существу вопроса.
Одновременно с обсуждением этого документа был поднят вопрос о коммерциализации уголовного законодательства. Это вытекало из того, что на УДО могли надеяться только те осужденные, у которых были на это средства. Что говорить о тех осужденных, которые осуждены по экономическим делам с многомиллионными суммами ущерба. Они практически лишались такого права на УДО. По этой причине документ находится на обсуждении.
Свое мнение высказала Тамара Морщакова, судья КС РФ в отставке . Она раскритиковала законопроект с юридической точки зрения. Прежде всего, было обращено внимание на аспект, который по ее мнению вообще не был учтен разработчиками законопроекта. Принятие такой нормы приведет к мотивированию действий преступных группировок по поиску дополнительных незаконных механизмов воздействия на потерпевшую сторону, с целью вынудить дать согласие на досрочное освобождение осужденного.
Потерпевший оказывается под дополнительным воздействием, тогда как международные нормы говорят, что процессуальные права потерпевшей стороны должны реализовываться без причинения дополнительных моральных и психологических страданий и нагрузок, и тем более не ставить его под дополнительный удар. Особенно тяжело это может сказаться на жертвах, пострадавших от противоправных действий против половой неприкосновенности.
Судья в отставке сделала еще одно замечание по поводу содержания проекта. Приведенная в пояснительной записке к законопроекту Декларация ООН об основных принципах правосудия цитируется выборочно, а именно в части предоставления прав и гарантий потерпевших. При этом не упоминается норма о том, что такая защита потерпевшего должна проходить при условии, если были затронуты какие-то личные интересы, и без ущерба для обвиняемой стороны.
Резолюция по предложенному документу была однозначна – в предложенном виде законопроект принимать категорически нельзя. Но первое чтение он все же прошел, а второе предполагается назначить на 25 февраля. Именно тогда истекает срок внесения поправок.