Жалобы на чиновников теперь будут учитываться в электронном виде. Правительство РФ утвердило соответствующее постановление. Оно гласит, что должна быть создана государственная информационная система, которая обеспечит процесс обжалования действий или бездействия, а также решений, которые осуществляются при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Электронную жалобную книгу, по идее, должны начать вести в 2014 году. Система будет состоять из нескольких подсистем:
1) Реестр жалоб на решения и действия, а также бездействие, которые были совершены при предоставлении различных услуг органами, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги, госслужащими и должностными лицами. Этот реестр будет состоять из следующих разделов:
– федеральный реестр, который будет вмещать жалобы на федеральный орган;
– региональный реестр, который будет состоять из жалоб на орган субъекта Российской Федерации;
– муниципальный реестр, в котором будут находиться жалобы на действия местных органов самоуправления;
2) портал системы, который обеспечивает доступ к информационному ресурсу системы с помощью сети Интернет.
В реестрах будет содержаться информация о жалобах, которые поступили:
1) с использованием Интернет – посредством портала системы;
2) с помощью почты;
3) посредством многофункционального центра предоставления муниципальных и государственных услуг;
4) непосредственно через официальный сайт того органа, который предоставил услугу;
5) через государственную федеральную информационную систему под названием “Единый портал государственных и муниципальных функций”;
6) посредством использования регионального портала муниципальных и государственных услуг;
7) личный прием заявителей.
Сведения о том, что именно содержалось в поданном заявителем обращении, будет передаваться в электронной форме через единый портал, а затем в течение одного рабочего дня проходить проверку. Сразу же после этого жалобное обращение поступит по месту назначения.
Уполномоченные служащие будут размещать сведения, а также решения по жалобам, закрепляя информацию своей электронной подписью.
Что принесет данное нововведение? Во-первых, жалобы не будут долго задерживаться в кабинетах чиновников и тем более теряться там, как это часто происходит.
Во-вторых, обращение обязательно дойдет по месту назначения, так как это заложено в архитектуре информационной системы.
В-третьих, практически исключается предвзятость чиновника при принятии и рассмотрении жалобы – она проверяется только на адекватность и в течение суток направляется по месту назначения. Таким образом, гораздо быстрее чиновники смогут и отреагировать, и принять соответствующие меры по устранению недостатков в своей работе.
Электронная система учета жалобных обращений – это далеко не новшество для Европы, но для нас пока еще ново. ЕС живет с этим уже много лет и не представляет, как можно иначе в эпоху расцвета телекоммуникаций. А в США своевременное заявление о действиях или бездействие властей даже поощряется. Вполне возможно, после введения электронной жалобной книги в России, у нас также многие проблемы исчезнут как таковые.