Комитетом по бюджету и налогам Нижней палаты Парламента было рекомендовано Госдуме принять в 1-ом чтении законопроект, предложенный Правительством, согласно которому устанавливаются сроки исковой давности для дел о госкредитах.
Цель разработки документа – реализация Постановления Конституционного Суда России от 20 июля 2011 года № 20-П, касающегося дела о неограниченном сроке давности для споров по государственным займам.
Как известно, Конституционным судом такой период не был признан незаконным, однако он потребовал у законодателя зафиксировать его верхний предел. Это было произведено по инициативе Высшего Арбитражного Суда РФ.
Однако, согласно правовой позиции КС РФ, при закреплении в законе очень длинных сроков давности по искам в отношении возврата средств, которые были получены (включая и получение на льготных основаниях) из госбюджета, становится возможным взыскивать долги по сделкам данного типа в течение времени, которое не ограничивается конкретными рамками промежутка времени, а значит, создается неопределенность правового положения тех, кто получает данные денежные средства, а это неоправданно ограничивает их имущественные права, что, в свою очередь, нарушает баланс публичных и частных инвесторов. В результате всего этого нарушается в целом конституционно-правовой режим стабильности условий ведения хозяйства.
Согласно пояснительной записке к данному законопроекту, при закреплении в законе очень долгих периодов исковой давности обязательно возникнут процессуальные трудности, которые обусловлены также и утратой ответчиком доказательств.
В связи с этим законопроектом предусматривается фиксирование срока в 5 лет давности исков по требованиям Российской Федерации:
- Из-за предоставления на возвратной и/или возмездной основе бюджетных денег, включая бюджетные кредиты, предоставленные иностранными банками, а также другие виды бюджетных ссуд, в число которых входят требования уплаты процентов и/или других платежей, которые предусмотрены в законе и/или в договоре (соглашении). К последним можно отнести требования о необоснованном обогащении и возмещении убытков.
- В случае предоставления и/или исполнения Россией своих госгарантий.
- В случае возникновения обстоятельств целевого финансирования юридических лиц, при условии передачи акций в собственность России.
- Для договоров, а также других сделок, обеспечивающих исполнение вышеупомянутых обязательств.